Мы устраняем не боль - мы устраняем причину боли

В наше время все чаще здоровье человека зависит от таблеток, медицинских центров, врачей. И все больше мы удивляемся тому, как выживали наши предки без этого раньше. О древних лечебных практиках предков казахов и их возрождении рассказывает уроженец Павлодара, потомственный костоправ Абай БАЙМАГАМБЕТОВ.

Абай БАЙМАГАМБЕТОВ


– Говорят, вы открыли новый способ безмедикаментозного лечения заболеваний при помощи обыкновенной гимнастики. Что это за метод?
– В 1987 году мне было 20 лет, я вернулся домой, прослужив два года в Афганистане. Тогда из-за постафганского синдрома, неполадок во всем организме мне давали III группу инвалидности. Я горстями съедал лекарства, но ничего не помогало. И тогда понял, что вылечиться смогу только сам. До 24 лет плотно занимался самовосстановлением с помощью физических движений, формированием определенного образа жизни и мышления. Избавившись от многих заболеваний, почувствовал себя хорошо. И, являясь одним из активных участников движения воинов-интернационалистов по Павлодарской области и по Казахстану, понял, что такая же поддержка и психологическая помощь нужны многим моим сослуживцам. В конце 90-х разработал для них метод управления своим телом и сознанием, который позволял быть более адекватным и восприимчивым к изменениям в социуме.
– Где вы брали комплексы упражнений?
– Самое удивительное, что все пришло мне в некоем видении. У казахов это называется аян – вещий сон. В 1996 году в Москве однажды увидел во сне сцены единоборств айкуне. В них управление телом проводилось за счет вовлечения в работу внутренних мышц и связок тела, которые в обычной жизни у нас мало задействованы. Но если их тренировать, можно обеспечить себе более высокий жизненный тонус на достаточно продолжительное время в бою и совершать более качественные броски и удары. И борцы работали как бы в режиме второго дыхания, в режиме транса. В этом отличие айкуне от таких известных единоборств, как самбо, греко-римская борьба, бокс, кикбоксинг.


Важна гармония
– Как же научить внутренние мышцы и связки работать, с помощью чего на них воздействовать?
– С виду гимнастика айкуне выглядит, как набор обычных упражнений. На деле же каждое из них имеет серьезную сакральную составляющую. Во время выполнения упражнений человек соединяет дух, душу, разум и тело. И все то, из чего состоит человек, работает в гармонии и сбалансированно. Это, наверное, самый главный принцип айкуне. Мы интенсивно используем внутренние ресурсы, активизируем внутренние мышцы и делаем тело более устойчивым, работоспособным. Соответственно активно прорабатывается сердечно-сосудистая система, сосуды освобождаются от шлаков. За счет улучшения кровообращения восстанавливаются ткани. На этом же принципе построена и работа по лечению детского церебрального паралича (ДЦП). К нам приходят родители с такими особенными детьми.
– Неужели с помощью айкуне можно вылечить такой серьезный недуг, как ДЦП?
– Если мы говорим о легкой или средней степени, то да. За период от нескольких месяцев до нескольких лет родители могут нормализовать состояние ребенка с ограниченными возможностями. Мы обучаем техникам, при которых мамы, папы или близкие родственники, братья, сестры, а также опекуны сами, своими руками раскрывают этот внутренний дополнительный ресурс. Подобными же техниками можно избавить человека от параличей верхних и нижних конечностей, последствий инсультов.
– За счет чего?
– Здесь все просто, если мы обеспечиваем качественное питание мозга, то можем подключить внутренние ресурсы организма, которые обычно не используются.


Наследие предков
– Вы говорили, что главный принцип айкуне был известен с древности?
– Думаю, айкуне – это опыт наших предков, который пришел ко мне вместе с генетической памятью. Когда-то в Великой степи предки казахов хорошо знали возможности обычного человека. Тогда любой той и гулянье обязательно сопровождались какими-то состязаниями – байгой, кокпаром. И готовя борцов, стрелков, наездников, воинов-палуанов вне зависимости для спортивных состязаний или же для войны, тренеры-наставники подходили к этому очень основательно. Отрабатывали с ними технику движений, готовили тело, но на этом их задачи заканчивались. А когда хотели перевести бойца или спортсмена на более высокий уровень, на раскрытие его внутренних резервов, то за работу брались уже люди из категории наставников-устазов, те, кто владел техниками расширения возможностей человека, кто давал определенный психонастрой, которого обычным путем достигнуть не удавалось. Сейчас это называют тренингами личностного роста. В наше время в мире подобному же обучают бойцов секретных спецподразделений. Помимо физической подготовки им преподают техники раскрытия внутреннего ресурса, чем десятикратно увеличивают возможности организма. Такое обучение в режиме погружения в состояние транса в древности проводили духовные наставники (Руханият), такие как Толе-би, Бухар-жырау, Ходжа Ахмед Ясави, Арыстан-баб. Они помогали обычному воину-казаху обретать внутреннюю силу.
– Есть ли сходство айкуне с гимнастикой йоги и другими практиками?
– Когда говорим о телесной гимнастике, то разницы нет – это китайские, индийские, тибетские либо европейские, американские современные методики. Во всех физических упражнениях одно и то же – спина, руки, ноги, растяжка. В этом ряду необычной является лишь гимнастика хатха-йога, где подготовка физического тела нацелена на нечто большее, слияние с макрокосмосом. Лечебный же фактор там выступает лишь как дополнительный компонент. А в казахской айкуне все просто. Если есть мышцы – нужно сделать их сильными, есть связки – сделать их эластичными, суставы – более подвижными, сухожилия – более выносливыми. И все органы должны функционировать полноценно. Делаешь упражнения – получаешь эффект. Конечно, духовный аспект – это важно. Но на занятиях мы ставим для себя конкретную задачу: реализовать заложенные в человеке возможности и оздоровить его.


Что имели – надо сохранить
– Почему айкуне сейчас больше распространена в России, а не в Казахстане?
– Так сложилось, что в первые дни, как только я изобрел эту тюркскую, казахскую гимнастику, которая со временем может стать неким брендом Казахстана, обратился в Павлодарский обл­здрав за поддержкой, но там на меня посмотрели как на не совсем здорового. Потом поехал в Астану в минздрав. И там поддержки не нашел. А упражнения накатывали большими волнами, и нужна была какая-то среда для их реализации. В Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге попал в мир изобретателей, исследователей, ученых, авторов оздоровительных методик. И куда бы ни приезжал со своим казахским паспортом, везде встречал поддержку и взаимопонимание. В России у меня есть ученики и возможность двигаться вперед. Хотя на самом деле родина айкуне, конечно же, Казахстан, но в нем процесс ее развития пока только начинается.
– Почему, если эта гимнастика столь хороша, в самом Казахстане о ней мало кто помнит?
– Мы много чего утеряли из прошлой культуры и обычаев. Когда-то наши предки жили в суровых условиях, месяцами преодолевали огромные расстояния, что называется, не слезая с лошадей, могли долго воевать и быстро восстанавливаться. Существовали достаточно развитые военно-кочевая медицина, костоправство, хирургия, терапия, которые помогали возвращать в строй изможденных, раненых воинов. Сейчас уже более 200 лет не воюем, и эта технология за ненадобностью постепенно исчезает. И я ее восстанавливаю. Сам руками могу сгибать, выпрямлять, растягивать, уменьшать или расширять кости в объеме за несколько минут. Всем этим раньше владели воины-сыныкшы, врачеватели военно-кочевой медицины. У меня уже свыше двух тысяч упражнений айкуне. Это опыт тюрков, предков казахов. Его надо вспоминать и применять.

Газета «Караван», №24 от 19 июня 2015

 

“Пять минут делаем “аргын”, потом пять минут “кипчак”. Потянулись, сделали “адай” и расслабились!” 
Под аккомпанемент таких загадочных фраз на Павлодарской набережной группа людей в разноцветных футболках выполняла необычные упражнения. В массовой физзарядке на свежем воздухе была замечена самая разная публика: банковские работники, спортсмены, “жасотановцы” и даже американские преподаватели. Оказалось, никакие это не цигун и не ушу. На этот раз Абай Баймагамбетов устроил для земляков презентацию своего детища - казахской гимнастики айкуне.

Тюркская йога

Создатель методики многим знаком по “Мастерским здоровья”. Даже побывал в гостях у программы “Малахов+” на “Первом канале”. Но в Казахстане его изобретение пока малоизвестно. Как он сам себя называет: “казах, родом из Павлодара, но проживающий в Санкт-Петербурге”. Абай Баймагамбетов потратил на создание и усовершенствование своей оздоровительной системы 13 лет. 
“Айкуне” по-тюркски означает “открой свою душу, говори истинно”, - объясняет автор методики Абай Баймагамбетов. - Я патриот Казахстана. Живя в России, казахстанское гражданство не меняю. И здоровье народа для меня небезразлично”. 
Гимнастика может быть профилактической и лечебной. Главное - правильно напрягать и расслаблять мускулы всего тела. В комплекс входят упражнения для мышечного корсета, который “держит” позвоночник. При регулярных занятиях, утверждает основатель айкуне-терапии, можно не только исправить осанку, но и совсем забыть про болезни суставов, позвоночника и внутренних органов. Основы гимнастики ее создатель почерпнул из секретов древнего искусства казахского костоправства. Сейчас упражнений уже больше тысячи. “А если автор - казах, то, значит, и его изобретение, гимнастика, казахская!” - говорит Абай-емши (лекарь). 
“Это так интересно - гимнастика, основанная на танба, - рассказывает участница массовой спортивно-оздоровительной акции Риза Бегенаева. - Каждый казахский род имеет свой герб, эмблему - танба, их свыше тысячи. А наш земляк Абай-емши в честь этих родов из шежире называет свои упражнения. Это здорово: даже если на другом конце земли американцы будут заниматься айкуне, то они выучат названия всех казахских родов”. 
Идея о тюркской культуре здоровья возникла у Абая-емши после возвращения из Афганистана. Домой воин хоть и пришел без ранений, но из-за психологического давления боевых действий болезни стали появляться одна за другой. Вот тогда и решил Абай освоить бабушкины секреты целительства для выздоровления, что называется, своими силами - силами организма. А после того, как испытал все на себе, в реабилитационном центре стал помогать таким же, как он сам - прошедшим Афган павлодарским ребятам. Пришлось много поездить и поучиться, чтобы отточить методику, а заодно проверить на главный принцип оздоровления - “не навреди”. 
Апробацию гимнастика прошла в Научно-исследовательском институте общей патологии и экологии человека Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук в 1998 году. В 2005-м - в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии и в НИИ имени Бехтерева. Тогда же айкуне, как метод лечебной физкультуры, рекомендовал Комитет здравоохранения Санкт-Петербурга. 
В Казахстане свою методику Абай-емши представил во время Азиады на научной конференции по проблемам физического воспитания в Евразийском университете имени Гумилева. Там же айкуне сейчас изучают - на предмет внедрения в образовательные и спортивные учреждения. Поданы документы на три патента в Казахстане, два российских подтверждения на запатентованную методику уже имеются.
Знакомство с айкуне в Павлодаре началось в среде спортсменов: футболистов, кикбоксеров, хоккеистов. Бывший спортсмен Жумабек Беков, рассказавший об эксперименте, вспоминает, как полтора года назад услышал о земляке, который “в Москве и в Санкт-Петербурге тренирует артистов и спортсменов”. Говорили, будто он даже певцу Александру Розенбауму помог. 
“А ведь Розенбаум - сам бывший врач, наверное, знает, что и как, - уверен Жумабек Беков. - А вообще все болезни - от позвоночника. То там зажато, то тут передавлено, кровь не питает органы, вот они и реагируют - болят. Мы ведь обычно как стоим или сидим за компьютером? Сутулимся, горбимся или, наоборот, разваливаемся в кресле. Мышцы спины слабеют и не держат позвоночник. Даже у спортсменов такое бывает, это я по себе знаю. Сутки не спал, спина болела, как будто вагоны разгружал. А когда делал упражнение “аргын”, было ощущение, как будто по позвоночнику тепло идет. И после гимнастики все прошло. Так что я на себе испытал, что польза есть. А как патриоту, мне приятно, что у казахстанцев теперь есть своя национальная гимнастика”. 

Создатель терапии Абай-емши не кичится титулами, но все же утверждает, что имеет звание “Лучший целитель России” и диплом магистра народной медицины. Упражнения с национальным колоритом научны, просты, эффективны. А главное - лишены всякой религиозной принадлежности и налета мистицизма. Хотя некоторые примеры, как рассказывают участники презентации айкуне в Павлодаре, вызывают удивление.
- Я сам бывший спортсмен и могу сказать, что комплекс, который он показывает, я видел впервые, - делится впечатлениями Жумабек Беков. - В других системах такого нет. Когда упражнения делаешь, ощущение, будто позвоночник выжимается, как тряпка при стирке. А потом наливается силой. Есть специальные упражнения на ноги, босиком надо делать, точечный массаж получается. Ведь на стопе есть проекции всех органов человека. Футболисты наши делали, кстати, за 2-3 дня до матча с “Ягеллонией”. Не знаю - или упражнения помогли, или что-то еще, но факт остается фактом: наш “Иртыш” выиграл у поляков со счетом 2:0. 
Аналоги системы айкуне по терапии заболеваний позвоночника и опорно-двигательного аппарата есть во многих странах. Например, китайская гимнастика цигун или индийская йога. Принципы те же - оздоровление через натяжение позвоночника и психологическую концентрацию. В России и многих городах Казахстана популярны “потягушки для взрослых” на основе славянских древних упражнений и современных научных открытий - Белояр. 
Кто-то считает подобных людей шаманами, шарлатанами, отступниками от официальной медицины. А кто-то - новаторами и спасителями, подсказавшими путь к самостоятельному исцелению. Однозначного мнения на этот счет нет. Но и для тех, и для других чужеземные нетрадиционные методики зачастую становятся лишь экзотической модой. А своя рубаха ближе к телу.
В планах Абая-емши Баймагамбетова - создание центров по продвижению айкуне в родном Павлодаре, а также в Астане и Алматы. Но самое важное, подчеркивает основоположник философии здоровья, пробудить интерес к тюркской культуре, истории и языку - как в Казахстане, так и в других странах. Потому и эмблему для айкуне выбрали не случайно - круг шанырака с казахским орнаментом.